Жидкая резина для гидроизоляции является прямой анионной битумно — полимерной эмульсией на водной основе. Помимо решения задач водонепроницаемости кровель и фундаментов, битумные эмульсии много и успешно применяются при строительстве дорог.
По сути, это распределение частичек битума в воде. О том, как твердый битум «растворить» в холодной воде и попутно модифицировать латексом, подробно рассказано в статье здесь.
Также по данной теме полезно прочитать о том, как на заводе разливают жидкую резину. В специальной статье на b2bb2c.ru приведены комментариии из производственного журнала при изготовлении двух партий из 206 и 109 бочек.
Если коротко, то суть производства жидкой резины заключается в том, чтобы битумную фазу размельчить и распределить в водной среде. Но дальше возникает проблема, как стабилизировать гигантское количество битумных частичек в бочке? Как сделать так, чтобы через несколько дней все разделенные частички не соединились обратно? Кстати, в одной бочке 200 кг хорошей эмульсии находится, примерно 20 квадриллионов битумных частичек.
И все эти частички двигаются. Необходимо погасить их скорость, обеспечить для каждой битумной частички равновесное состояние. И тогда вся дисперсная система в бочке окажется стабильной.
Для стабилизации битумных частичек, в состав эмульсии вводятся либо анионные либо катионные эмульгаторы.
Эмульгаторы анионные и катионные
Молекулы эмульгатора состоят из гидрофильной «головной» функциональной группы и гидрофобного липофильного «хвоста», представляющего собой длинную углеводородную цепочку.
Если гидрофильные «головы» молекул эмульгатора имеют отрицательный заряд, то это анионный эмульгатор в составе жидкой резины и в результате будет получена анионная битумная эмульсия.
Если гидрофильные «головы» молекул эмульгатора имеют положительный заряд, то это катионный эмульгатор и в результате будет получена катионная битумная эмульсия.
Для гидроизоляционных работ используется только анионная битумная эмульсия. Иными словами, жидкая резина является анионной битумной эмульсией.
Для дорожного строительства применяются обе. Анионные битумные эмульсии распыляются на щебень при строительстве новых дорог. Катионные битумные эмульсии незаменимы при ремонте, когда требуется уложить новое покрытие поверх имеющегося старого асфальта.
Итак, как работают молекулы анионного или катионного эмульгатора?
Они адсорбируются по поверхности битумных капель. При этом они ориентируются «гидрофильной» частью наружу, в сторону воды, а липофильным хвостом, наоборот, «от воды», внутрь битумной капли. Поэтому на поверхности каждой битумной частички выстраиваются сотни и тысячи ионов с одинаковым зарядом. Соответственно все битумные капельки будут либо отрицательно, либо положительно заряжены.
И т.к. все [большинство] частички битума оказываются одинаково заряженными, то вокруг каждой формируется энергетическое поле, которое препятствует их сближению и слипанию.
Конечная цель производства жидкой резины в том, чтобы гарантировать стабильность битумной-полимерной эмульсии. Иными словами, сделать так, чтобы битумные частички в бочке находились во взвешенном (равновесном) состоянии. И тогда материал попадет на стройплощадку «жидким», даже, если был сделан год назад и проехала в тряском вагоне от Москвы до Владивостока.
Фото нестабильной анионной битумной эмульсии
Стабильность битумной эмульсии в значительной степени определяется пространственно-отталкивающим энергетическим барьером, формируемым молекулами эмульгатора и размерами битумных частичек.
Если калоидная мельница на заводе не обеспечит «мелкого помола», а эмульгатор или его расход подобраны неверно, то в бочке уже через несколько дней / месяцев будут сгустки, ошметки, осадки, наросты, блины — и пр. конгломераты из битума, способные удивить тех, кто вскрыл бочку.
Вот, например, бывают такие чудеса в бочках с жидкой резиной, когда при попытке перемешать битумно-полимерную эмульсию, на шнек наматывается много-много «слипшихся битумных частичек»:
Бывает, что бочку вскрывают, а сверху плотный «блин». На фото ниже — это еще ничего, «жить и работать можно», а вот, например, в 2010 году один из производителей жидкой резины все лето продавал эмульсию, где уже через месяц после розлива на поверхности образовывались плотные, неперемешиваемые блины толщиной до 150мм.
Впрочем, справедливости ради, заметим, что на интенсивность коалесценции влияют также и внешние факторы:
- температура хранения;
- условия перемешивания;
- условия перевозки;
- температура нанесения;
- конструкция перекачивающего насоса
- т.д.
Но не всегда производители виноваты в том, что материал становится нестабильным в бочке. Бывает, что потребитель умудряется за несколько минут на объекте, буквально, испортить жидкую резину, которая несколько месяцев с даты изготовления оставалась стабильной.
На нашем сайте выложена практическая методика, как проверить качество анионной битумной эмульсии для гидроизоляции. По этому алгоритму легко определить, поступила ли жидкая резина ужé нестабильная либо материал приведен в негодность на стройплощадке из-за действий персонала.
Здесь отметим, если заказать у нас работы, то подобных проблем не будет. Для гидроизоляции мы используем качественную анионную битумную эмульсию. При укладке асфальта, при строительстве и ремонте дорог мы применяем проверенную катионную битумную эмульсию.
Если желаете узнать, какие анионные и катионные битумные эмульсии, на наш взгляд, лучшие, заполните форму обратной связи в разделе контакты сайта www.b2bb2c.ru.